Четвероклассник Алмаз Абдуллин под руководством своего классного руководителя Айсылу Сайфуллиной создал настольную игру-ходилку «Туристический маршрут по Уфе», предназначенную для школьников старшего возраста. Данный проект был представлен на конкурс исследовательских работ Малой академии наук школьников Уфимского района, где занял третье место. Также получил призовые места во всероссийской научно-практической конференции для школьников «Старт в науку», «Первые шаги в науку» в Стерлитамаке и дистанционно на конкурсе в Мелеузе.
Любят узнавать новое
– Некоторые ребята при поддержке своих родителей с удовольствием занимаются научно-исследовательской деятельностью, – рассказала Айсылу Радиковна. – Вместе мы выращиваем растения, занимаемся 3D-моделированием и другими направлениями. В 2023 году приняли участие в Международном конкурсе исследовательских работ и побывали в Сочи, где изучали влажность воздуха с помощью специальных приборов. Тогда на фестивале было представлено много интересных идей, и у меня появилась мысль сделать настольную игру, посвящённую нашему родному краю. Когда в преддверии празднования 450-летия Уфы я рассказала об этом ребятам, они откликнулись и захотели разработать такую игру о достопримечательностях города, чтобы другие смогли узнать о них в занимательной игровой форме.
Двигаясь по маршруту, обозначенному на игровом поле в виде карты города, участники игры проходят 48 точек, соответствующих достопримечательностям Уфы. Географически старт находится на Чёртовом городище, финишируют игроки в парке Победы. Оказавшись на определённой точке, игрок получает карточку с описанием достопримечательности, адресом значимого места, а также куар-кодом, по которому можно найти более подробную информацию. Некоторые точки маршрута предполагают исполнение игроками творческих номеров, когда они должны рассказать стихотворение, исполнить песню или танец. Так же, как и во всех настольных играх, участники могут вытянуть карту-бонус, продвинуться вперёд или сделать ход назад.
Развиваем кругозор
Для школьников младшего возраста учащиеся 3а класса Эмир Ишмухаметов и Искандер Гарипов под руководством Айсылу Радиковны разработали игру «Мой любимый город».
На её игровом поле обозначены 33 буквы алфавита, которые содержатся в названиях значимых мест и объектов Уфы. Совершая ход и используя карточки с подсказками, игроки должны угадать, что зашифровано за каждой буквой. Если участник даёт неправильный ответ, он остаётся на месте, при верном – двигается дальше по игровому полю.
– Наша игра позволяет изучить историю и культуру Уфы и расширить кругозор наших сверстников, – отметил Искандер, рассказавший об этапах создания проекта. – Сначала мы выделили главные достопримечательности столицы республики, разработали по ним задания на 25 карточках и отыскали всю необходимую информации. Затем был создан черновой вариант макета игрового поля, после чего отредактировали материал на компьютере и отправили заказ в типографию.
Как отметил школьник, игровые поля отпечатаны на баннерной бумаге, поскольку она более прочная и долговечная. Все игры оформлены в фирменном стиле празднования 450-летия Уфы.
– На нашем игровом поле написаны слова по-башкирски, что способствует изучению родного языка, задумано много заданий, связанных с традициями башкирского народа, – объяснил Эмир. – Например, игрок дошёл до буквы «Ы», и он должен угадать башкирское национальное блюдо, в названии которого содержится эта буква. При этом на карточке участник читает подсказку о том, что это традиционный национальный деликатес из конины. Кто быстрее из игроков достигнет финала, тот и выиграл.
Игру «Мой любимый город» ребята успешно представили на всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науку».
Обе настольные игры получили одобрение в администрации Уфы, где Айсылу Радиковна представила их заместителю Главы администрации Уфы Денису Ганиеву.
– В мэрии проект вызвал положительную реакцию и благодарность за его создание, – отметила Айсылу Радиковна. – Также большой интерес к игре проявили учителя башкирского языка.
Кроме того, эти игры были представлены начальнику управления потребительского рынка, туризма и защиты прав потребителей администрации Уфы Аскару Батталову, который оценил работу детей и учителя.
Приумножить знания
Ещё одну игру «Путешествие по Уфимскому району», посвящённую его достопримечательностям, Айсылу Радиковна разработала совместно с заместителем директора по АХЧ центра образования «Знание» Николаем Негрием, который многие годы работал в Уфимской районе.
– В актуальности создания такого проекта я ещё раз убедилась, когда спросила у ребят перед игрой, что они знают об Уфимском районе и какие достопримечательности у нас есть, – говорит Айсылу Радиковна. – Кто-то ответил: «Шиханы», ещё вспомнили про памятник Салавату Юлаеву. Стало понятно, что в этой области у детей большой пробел. В ходе игры их познания значительно приумножились. Они с удивлением узнали, что в селе Авдон есть птицефабрика, в Алексеевке – совхоз, продукты которого мы регулярно употребляем в пищу. При составлении карточек о достопримечательностях района вся информация сверялась по достоверным источникам. Очень пригодились знания в этой области Николая Григорьевича, с которым мы постоянно обсуждали детали.
Авторы игры рассматривают перспективы дальнейшего продвижения своего проекта и надеются, что юные жители района и взрослые будут знать свой родной край на отлично.
Ранее «Уфимские нивы» сообщали, что педагог из Уфимского района реализует уникальный спортивный проект «СемьяФит».
Ольга ВАСИЛЬЕВА