Мастерская детского успеха, ориентированная на свободный выбор новых знаний – именно так называют Уфимский районный Дом детского творчества его педагоги. Они открывают для своих воспитанников удивительный мир творчества и познания, формируют бесценные навыки, даря им частицу своей души и сердца.
Занятия по душе
Уфимский районный Дом детского творчества – одно из старейших учреждений дополнительного образования в районе. Свою историю он ведёт от Дома пионеров и школьников, который распахнул свои двери юным гражданам в 1986 году. Тогда Дом пионеров был центром пионерского движения, где проходили сборы, слёты, торжественные собрания, вечера отдыха и другие массовые мероприятия. Со временем разрозненные кружки объединились в Дом детского творчества.
Сегодня работа ДДТ организована в 24 населённых пунктах района. В 60 студиях проходят обучение 3702 ребёнка. 17 студий функционируют в здании с. Михайловка по ул. Советская, 8/1, остальные – на базе образовательных учреждений сельских поселений.
С воспитанниками Дома детского творчества щедро делятся своими знаниями 19 опытных педагогов. В их числе заслуженные учителя РФ и РБ, отличники образования РБ, обладатели звания «Почётный работник сферы образования РФ». Коллектив постоянно пополняется молодыми специалистами, которые активно внедряют в процесс обучения современные технологии.
– У нас каждый ребёнок может найти себе занятие по душе, – рассказал директор Уфимского районного Дома детского творчества Фидрат Мунасипов. – Наши педагоги работают с детьми по шести направленностям: художественной, социально-гуманитарной, естественно-научной, физкультурно-спортивной, технической и туристско-краеведческой. Некоторые представлены очень ярко, например, декоративно-прикладное и культурно-художественное творчество. На сегодняшний день для нас особенно актуально развитие естественно-научной, технической и туристско-краеведческой направленностей, которые представлены слабее по сравнению с остальными. В перспективе мы планируем развивать вновь заработавшую с 1 сентября студию робототехники. Наблюдается большой интерес детей к данной области знаний. В рамках научной направленности хотелось бы создать научно-практическую лабораторию, где ребята смогли бы заниматься научной деятельностью. Конечно же, для этого требуются финансовые вложения. Туристско-краеведческая направленность представлена сегодня в двух наших студиях – в сёлах Красный Яр и Миловка. Хотелось бы, чтобы такие студии открылись и в других населённых пунктах района, что позволит в дальнейшем принимать участие в республиканских и российских слётах и фестивалях.
Кроме того, актуальным является вопрос нехватки площадей и оснащённости материально-технической базы. Зданию ДДТ, расположенному в с. Михайловка, требуется капитальный ремонт.
Мостик в будущее
Гордость ДДТ – его талантливые педагоги, настоящие мастера своего дела, влюблённые в свою профессию и детей. Бессменный руководитель студии моделирования и конструирования одежды «Мастерицы», педагог дополнительного образования Наталья Шишкина приобщила к шитью и рукоделию не одно поколение местных жительниц. За многолетний добросовестный труд она награждена почётными грамотами местных и республиканских органов власти, знаком «Отличник образования РБ», является почётным работником сферы образования РФ».
Воспитанницы Натальи Леонидовны не раз становились победителями конкурсов, в том числе международного уровня. В этом году учащаяся в студии Нурия Гимранова заняла первое место с триптихом «Под звуки курая» на российском конкурсе «Символ России» и побывала во всероссийском лагере «Артек».
Благодаря великолепным умениям, полученным в студии «Мастерицы», её выпускницы уверенно идут по жизни. Они с лёгкостью поступают и учатся в профильных учебных заведениях. Для некоторых шитьё стало любимой профессией, много тех, кто открыл свой бизнес по пошиву одежды.
– Многие из моих воспитанников уже составили свой бизнес-план на будущее, они знают, каким будет их предприятие, – отметила Наталья Леонидовна. – Есть выпускники, которые открыли свои ателье, фирмы по изготовлению кожевенных изделий, кто-то шьёт сценические костюмы.
Большое внимание Наталья Леонидовна уделяет тому, чтобы её воспитанники обязательно научились доводить дело до конца и получать результат. В последний год обучения юные мастерицы шьют и на себя, и на своих мам, демонстрируя изделия на показе моделей.
– Учим детей видеть своё будущее на несколько шагов вперёд, строить планы и просчитывать, сможем ли мы их реализовать, – говорит Наталья Леонидовна. – Наш Дом детского творчества – это большая дружная семья, в которой поддерживаются семейные традиции и преемственность поколений.
Красота спасёт мир!
В студии «Кудесница», которую ведёт педагог дополнительного образования Татьяна Жерновкова, воспитанники ДДТ обучаются созданию уникальных в своём роде украшений, аксессуаров и сувениров из бисера. Вот уже 30 лет Татьяна Николаевна преподаёт детям своё мастерство. За свои профессиональные заслуги она отмечена знаком «Отличник образования РБ», а в этом году была удостоена звания «Почётный работник сферы образования РФ».
– В свою профессию пришла, можно сказать, случайно, – говорит Татьяна Николаевна. – Супруг был военным, и после его увольнения мы поселились в Красном Яре. Ранее я трудилась совершенно в другой сфере, но, когда начала работать с детьми, быстро втянулась и полюбила нашу профессию. Очень нравится создавать красоту и обучать этому. Невероятно приятно сделать подарок своими руками и подарить его. На ярмарках ребята имеют возможность продать свои поделки, девочки зарабатывают и могут приобрести новую фурнитуру. Наши украшения всегда притягивают взгляды и вызывают восторг.
Воспитанники Татьяны Николаевны принимают самое активное участие в различных конкурсах и мероприятиях. В прошлом году их работы из бисера заняли второе место на российском конкурсе «Арт-ладья».
Педагоги в тренде
Двери ДДТ всегда открыты для молодых специалистов, а те в свою очередь приобщают более опытных наставников к современным технологиям.
Бывшая выпускница ДДТ, ныне педагог дополнительного образования Эльвира Меньщикова ведёт студию «Юный художник».
– Обучалась у основателя нашей изостудии Тагирьяна Искандеровича Ганеева, – рассказала Эльвира Марсовна. – Постепенно поняла, что тоже хочу работать с детьми. После окончания художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы устроилась в ставший для меня родным Дом детского творчества. Работать с детьми – большое удовольствие. Мы не только рисуем, но и создаём поделки, проводим занимательные мастер-классы, участвуем в конкурсах. Постоянно стараюсь внедрять в практику что-то новое.
В прошлом году Эльвира Марсовна приняла участие в республиканском конкурсе «Эффективные практики наставничества в образовательных организациях Республики Башкортостан» и была признана лауреатом в номинации «Лучшая практика наставничества».
– Став наставником, я научила коллег, как монтировать видео, – говорит Эльвира Марсовна. – По итогам нашей работы многие участники конкурса «Сердце отдаю детям» смогли выпустить полноценный ролик и презентовать себя через видеовизитку. Данный опыт обучения и созданные видеоролики я представила на конкурсе «Эффективные практики наставничества», демонстрируя, как возросли умения педагогов за время обучения. Планирую участвовать в этом же конкурсе снова в следующем году.
В ногу со временем
Педагог дополнительного образования Константин Данилюк начал вести студию по шахматам в ДДТ в апреле этого года и сразу же покорил сердца девчонок и мальчишек своей неповторимой манерой преподавания. А в новом учебном году благодаря талантливому наставнику обрела вторую жизнь студия по робототехнике.
– Сам играю в шахматы с детства, – рассказал Константин Викторович. – Эта игра прекрасно развивает ум, учит мыслить. Есть и соревновательный момент, который очень увлекает детей. Посещая студию, ребята учатся новым приёмам игры, проверяют свои силы в турнирах. Очень интересно проходят семейные состязания, в которых участвуют родители, а также бабушки и дедушки. Что касается робототехники, такие занятия сегодня очень востребованы. Данное направление даже ввели в школьный курс технологии. Мы работаем по готовым модулям из Лего-наборов, из которых на начальном этапе можно конструировать простейшие механизмы, они программируются и могут выполнять какие-то действия. Постепенно задачи усложняются.
Благодаря занятиям в студии, дети узнают, из чего состоит и как функционирует современная техника, у них развивается конструкторское мышление, и в перспективе они могут научиться создавать свои проекты. Желающих заниматься робототехникой очень много, и в основном это мальчики.
В педагогику Константин Викторович пришёл не сразу. После окончания Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского он отслужил в армии и, получив опыт в других сферах, всё-таки переквалифицировался, чтобы работать с детьми. Помимо занятий в ДДТ он ведёт кружок по шахматам в кадетской группе детского сада «Ромашка». Малыши, как и дети постарше, слушают его, затаив дыхание, и с нетерпением ждут каждой новой встречи.
В своём ритме
За время работы Уфимского районного Дома детского творчества накоплен бесценный опыт по работе с детьми с девиантным поведением и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагог дополнительного образования Алёна Могучева ведёт группу по подготовке детей к школе и индивидуальную работу с детьми с ОВЗ.
– Мы составляем индивидуальный маршрут развития в зависимости от возможностей и потребностей ребёнка с ОВЗ, – рассказала Алёна Анатольевна. – При этом консультируемся с психологами медико-педагогической комиссии и учитываем возможности родителей для совместной работы над проблемами ребёнка. На индивидуальных занятиях дети с ОВЗ получают возможность работать в своём ритме, не обращая внимания на других детей и не сравнивая себя с ними. Когда они обретают уверенность в себе, я включаю их в общую группу. Если у них что-то не получается, то мы дорабатываем на индивидуальных занятиях. Для этого у нас есть специальные технологии. Используем тренажёры Бильгоу по мозжечковой стимуляции, логопедическую практику, интерактивное зеркало, чтобы помочь ребёнку справиться с проблемами речи. Применяем нейротренажёры, которые влияют на отделы головного мозга, отвечающие за индивидуальное и речевое развитие. Очень нравится ребятам с ОВЗ заниматься песочной терапией. Каждый раз при работе с песком они испытывают новые для себя эмоции. Дети с ОВЗ – это особая категория воспитанников. Работу с ними можно планировать только исходя из их желаний, иначе добиться результата не получится.
В этом году Алёна Анатольевна стала призёром республиканского конкурса профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».
– Было интересно познакомиться с опытом коллег, занимающихся с детьми с ОВЗ, – говорит Алёна Анатольевна. – Очень здорово, что в нашей республике много людей, занимающихся проблемами таких детей и нацеленных на результат. Такие ребята очень нуждаются в индивидуальной работе. Необходимо развивать данное направление, только так мы сможем им помочь.
Татьяна ШАНГИНА
Ранее «Уфимские нивы» сообщали, что глава Башкирии наградил лучших педагогов Уфимского района.