В Уфе готовятся к реставрации памятника Салавату Юлаеву, который по праву считается главным символом Башкортостана. Этот монумент, созданный скульптором Сосланбеком Тавасиевым в 1967 году, представляет собой 10-метровую чугунную конную статую весом около 40 тонн. Проект реставрации успешно прошёл двойную историко-культурную экспертизу и сейчас находится на оценке в Главгосэкспертизе.
В состав экспертной комиссии вошли: председатель экспертной комиссии – Зайцева Дарья Александровна, ответственный секретарь экспертной комиссии – Быков Александр Михайлович и член экспертной комиссии – Хорликов Алексей Петрович. Все из них имеют большой опыт в составлении государственной экспертизы на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Работы по реставрации памятника начнутся в ноябре 2024 года, финансироваться они будут за счет бюджета Уфы: на эти цели планируется выделить более 300 млн руб. Сколько времени займет реставрация, что говорит экспертиза, и почему памятник нужно снять с пьедестала для ремонта – в нашем материале.
ПАМЯТНИК ПРИЗНАН АВАРИЙНЫМ
14 октября 2024 года Башкультнаследие опубликовало акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения. Документацию разработало казанское АО «ТСНРУ», экспертизу провели сотрудники санкт-петербургского ООО «С. П. Бург и партнеры».Из них следует, что монумент находится в аварийном состоянии и нуждается в тщательной реставрации. В скульптуре имеются расхождения элементов отливки, в результате чего возникли трещины и коррозия металла. В самом постаменте имеются треснувшие плиты, отколотые фрагменты, масштабные потёртости. Рёбра кургана просели и выветрились.
Таким образом, ремонта требует не только сама скульптура всадника на коне, но и пьедестал, на котором стоит памятник и даже курган, который ежегодно движется в сторону реки. Затягивание с ремонтом рискует обернуться обрушением всего памятника.
СНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ
Эксперты в один голос подтверждают необходимость снятия скульптуры с постамента и реставрацию в специально подготовленном и оборудованном помещении. Это связано с необходимостью замены внутреннего несущего каркаса памятника.
– Памятник состоит из нескольких конструктивных особенностей. Внешняя оболочка — более чем из 60 частей. Внутри данной оболочки расположен несущий каркас, состоящий из швеллеров и двутавров. Экспертиза подтверждает необходимость замены внутреннего несущего каркаса памятника, в связи с этим необходима разборка памятника и возможность получения доступа к внутреннему несущему каркасу. Не снимая, это сделать невозможно, – рассказал заместитель начальника Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ Айнур Муслюмов. – Необходимо отремонтировать и сам пьедестал, на котором стоит скульптура. Техническое состояние именно бетона внутри неудовлетворительное.
Памятник весит более 40 тонн, и ремонтировать его, не производя демонтаж, рискованно. Кроме того, планируется привести в порядок и сам курган, на котором расположен памятник. Без демонтажа скульптуры доступ к нему будет недостаточным.
Именно по этим причинам проектировщик принял решение о необходимости безопасного производства демонтажных работ и демонтажа памятника.
– При выполненном демонтаже у скульптора будет доступ и более спокойная работа с реставрацией памятника. Организация, которая занимается в настоящее время разработкой проектной документации имеет опыт реставрационной работы с памятником "Родина-мать зовет!", – отметил эксперт.
Несмотря на все аргументы о пользе именно такой реставрации, у жителей Башкирии возникают вопросы — почему скульптура “Родина-мать зовет!” была отремонтирована на месте, а башкирского героя обязательно нужно увозить в цех.
Ремонт волгоградской скульптуры проводился в основном по внешней части. Кроме того, демонтажу мешало то, что скульптура была отлита из бетона прямо на том месте, где она сейчас стоит. Это был особый случай, - рассказывает известный скульптор, автор более 40 монументальных композиций Салават Щербаков.
Реставрация памятника Салавату Юлаеву в мастерской имеет множество преимуществ, считает наш собеседник.
-– В цеху памятник можно раскрыть, просветить, прогреть, посмотреть каркас, сделать замены, сварочные работы. То есть, в мастерской он может быть полностью восстановлен с учетом всех художественных особенностей, чего не сделаешь на улице. Там и погодные условия влияют, и другие неудобства. К тому же остро стоит вопрос необходимости ремонта постамента и кургана, – рассказал он.
ДЕМОНТАЖ ПАМЯТНИКОВ — РАСПРОСТРАНЕННАЯ ПРАКТИКА
Многие известные архитектурные объекты были подвержены демонтажу при реставрации. Один из ярких примеров – реставрация знаменитой скульптуры “Рабочий и колхозница”. В октябре 2004 года памятник спешно увезли на ремонт – он представлял собой полуразрушенную груду металла. Ржавчина въелась так глубоко, что скульптуру разбирали на 40 частей, чтобы восстановить каждую по отдельности. После реставрации один из самых главных символов Москвы появился на новом постаменте.
Похожий путь к обновлению прошел и памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, расположенный на Красной площади. Старинная скульптура создавалась на народные пожертвования, работа над ней продолжалась даже во время Отечественной войны 1812 года.
Таким же способом в 2020 году в Москве был отреставрирован памятник маршалу Жукову. Подобные примеры можно найти и в других городах нашей страны и за рубежом. Например, в 2017 году путем демонтажа начали реставрировать Башню Елизаветы в Лондоне, больше известную как Биг Бен. Ремонтные работы длились пять лет.
Реставрацию памятников можно сравнить с инвестицией в будущее, способствующей сохранению национального самосознания и исторической преемственности. Она дает возможность вернуть монументу его первоначальный облик и исторический статус, подчеркивая его роль как символа республики.